Главная / Советы специалистов / Советы психолога / Анкета “Как распознать одаренность” Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

Анкета “Как распознать одаренность” Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

Анкета “Как распознать одаренность” Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч Цель анкеты “Как распознать одаренность”: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей. Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен. Спортивный талант Если… он энергичен и все время хочет двигаться он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре; не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками; лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно; предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню; кажется, что он всерьез никогда не устает; неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает. Технические способности, Если… ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами; любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру; сам “докапывается” до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки; может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек; любит и умеет рисовать (“видит”) чертежи и эскизы механизмов; интересуется специальной технической литературой. Литературное дарование, Если… рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль; любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное; выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета; изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными; любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни. Музыкальный талант, Если… ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку; очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает; если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение; сочиняет свои собственные мелодии; научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте. Художественные способности вашего ребенка могут проявиться, Если ребенок… не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение; в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации; серьезно относиться к произведениям искусства; когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды; не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях Способности к научной работе, Если ребенок… обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям; умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение; любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги; часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий; с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны. Артистический талант, Если ребенок… часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями; стремиться вызвать эмоциональные реакции у других, меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает; с большим желанием выступает пере аудиторией; с удивляющей вас легкостью “передразнивает” чьи-то привычки, позы, выражения; пластичен и открыт всему; любит и понимает значение красивой и характерной одежды. Незаурядный интеллект, Если ребенок… хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей; обладает хорошей памятью; легко и быстро схватывает новый школьный материал; задает очень много продуманных вопросов; любит читать книги, причем по своей собственной программе; обгоняет сверстников по учебе, гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников; обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла; очень восприимчив и наблюдателен. Обработка результатов: За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле: (Кс) = (Б:У) * 100%, где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно; У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно. Постройте график выраженности тех или иных способностей.