Дизартрия

Достаточно распространенным тяжелым речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является дизартрия.

Дизартрия – тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) – нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга [6].

Данная речевая патология проявляется в дефектах фонематического и просодического компонентов речевой функциональной системы родного языка и возникает в результате микроорганического поражения головного мозга, которое ведет за собой нарушение иннервации артикуляционного аппарата, нарушение мышечного тонуса речевой и мимической мускулатуры, мелкой и крупной моторики.

Моторика взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Ее развитие важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

У детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии, они отличаются общей неловкостью, недостаточной координированностью, они отстают от сверстников в ловкости и точности движений, задерживается развитие готовности руки к письму.

Для дошкольников с нарушениями речи и недоразвитием моторных функций решение вопроса ранней социальной адаптации имеет особое значение в связи с тем, что с определенного момента они неизбежно начинают замечать свое отставание от сверстников в той или иной сфере жизни.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику[2].

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь [2].Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи.

Если у ребенка высокий уровень развития моторики, то соответственно у него хорошо развиты психические процессы, что особенно важно при поступлении в школу. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

Моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Сущность развития моторики в нормальном онтогенезе ребенка заключается не только в биологически обусловленном дозревании соответствующих морфологических субстратов мозга, но и в накоплении им на этой основе индивидуального двигательного опыта, обретаемого исключительно в процессе речевого общения с окружающими людьми.

Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения

Создание особых условий для развития моторной сферы детей с общим недоразвитием речи является обязательным условием полноценного развития личности и здоровья ребенка. Формирование полноценных двигательных навыков является необходимым звеном в общей системе коррекционного обучения.

Обращается специальное внимание на особенности психомоторного развития детей, которые должны учитываться в процессе занятий так как дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых с явлениями отвлекаемости, нетерпеливости, неустойчивости и заторможенных с явлениями вялости. Функциями образованной среды, определяемой как система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении, является стимулирование различных видов деятельности ребенка, обеспечение их результативности и благоприятного социального статуса ребёнка.

Рекомендуется, в рамках создания образовательной среды воспитанников в учреждениях образования, образовывать основные группы средовых ресурсов для детей с нарушениями речи, способствующие развитию и коррекции речевого недоразвития, и, которые одновременно могут выступать как условия к развитию и коррекции моторной функции: пространственные, предметные, организационные.

Особенно следует выделить такие зоны, как: зона для проведения психогимнастики и логоритмических и иных упражнений, связанных с выполнением детьми движений в различных направлениях. В этой зоне дети могут свободно передвигаться, располагаться на полу, на мягких модулях (в т. ч. полукругом или кругом для проведения коммуникативных упражнений); зона, элементом которой является кушетка, – для проведения индивидуальной работы средствами логопедического массажа, дыхательной гимнастики и прочее [9].

Пространство организуется таким образом, чтобы дети могли в нем свободно перемещаться (в том числе – выполнять движения в различных направлениях при проведении психогимнастики и логоритмических упражнений). Важно предусмотреть пространства, постоянно доступные детям и различающиеся по своей функции и атмосфере, по-разному окрашенные эмоционально; предназначенные для общения и уединения. Если ребенок захочет, то он должен иметь условия для пространственного отделения от других участников группы [5].

Такие авторы, как М.Ф. Фомичева, Н.Ю. Костылева, освещающие проблему развития артикуляционной моторики, отмечают, что именно артикуляционная гимнастика способствует совершенствованию движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовке речевого аппарата к речевой нагрузке способствует проведение артикуляционной гимнастики, то есть системы упражнений для развития речевых органов [9].

Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи: М.Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы [8].

Т.В. Волосовец рекомендует проведение комплекса артикуляционной гимнастики в рамках подготовительного этапа в коррекции звукопроизношения.

Крупенчук О.И. и Воробьева Т.А. разработали комплексы артикуляционной гимнастики в игровой и стихотворной форме. Использование игровых приемов стимулирует интерес детей к проводимым занятиям, позволяет разнообразить коррекционную работу логопеда. Т.В. Буденная в методическом пособии рекомендует проводить артикуляционную гимнастику, начиная с раннего возраста.

Поваляева М.А. предлагает проводить коррекционную работу по развитию органов артикуляции с использованием сказок. Коноваленко С.В. в соавторстве разработали приемы нетрадиционной артикуляционной гимнастики с использованием разных подручных предметов. Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек. Е.И. Краузе, Е.Ф. Архипова предлагают включать обязательный массаж мимических мышц лица в сочетании с артикуляционной гимнастикой.

Тесная взаимосвязь речи и движения находит свое отражение в работах Воробьевой Т.А., которая предлагает развитие общей и мелкой моторики с использованием специально разработанных игр с мячом . Также используются различные дидактические игры (шнуровки, выкладывание букв из палочек, пазлы, штриховки и др., предложенные, к примеру, такими авторами как А.Е. Белой, О.Н. Громовой, которые сопровождаются речевыми играми.

Занятия по логопедической ритмике Г.А. Волковой способствуют развитию координации, выработки умения соединения слов с действием. Н.Ю. Костылева рекомендует фонематическую ритмику как один из эффективных приемов работы логопеда над произносительной стороной речи детей. Содержание фонетической ритмики является обучение детей выполнению крупных и мелких движений тела, рук, ног, которые следует сопровождать произнесением как звуков и слогов, так и слов и фраз. В процессе целенаправленной работы стремительно развивающиеся артикуляционные движения ведут к более успешному овладению произносительными умениями.

Нейропсихологическая методика, разработанная В.А. Киселевой совместно с А.В.Семенович, направленная на коррекцию двигательной сферы является комплексом разнообразных упражнений. Методика предполагает работу в рамках следующих разделов: развитие речевой моторики, развитие общей моторики и тонкой моторики пальцев рук.

Таким образом, произведя анализ литературы, ознакомившись с литературными источниками и исследованиями многих авторов в области изучения моторных функций у детей с дизартрией, можно сделать вывод о необходимости коррекционной работы, направленной на коррекцию и развитие моторных функций у детей дошкольного возраста. Коррекционно – развивающая работа должна быть направлена на развитие артикуляционной, мелкой, крупной моторики и развитие мимической мускулатуры.

Для осуществления работы можно использовать:

  • Речевые подвижные игры с импровизацией движений, где ритм стихотворной строки следует согласовывать с движениями рук, ног, туловища. Подробное описание упражнений представлены в приложении 2. Например: игра «Части тела» (дети называют и показывают называемые части тела и лица).

Оптимизировав опыт педагогов, психологов, логопедов занимающихся проблемой нарушений речи детей с дизартрией дошкольного возраста наступает из-за того, что органы моторной сферы не могут двигаться в полном объеме.

Причиной неподвижности является парезы мышц Таким образом, дизартрия – симптом органического поражения ЦНС головного мозга, тех его отделов, которые составляют речедвигательную зону. Это тяжелое расстройство всей речевой деятельности. Прежде всего страдает речевая моторика, все составляющие речедвигательного акта.

Изучив средства развития моторной сферы у детей с дизартрией в условия логопедической группы пришли к выводу, что использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии речи детей. В результате планомерной и систематической работы по развитию мелкой моторики у детей, имеющих нарушения речи, увеличивается объём и темп движений пальцев рук, исчезает двигательная неловкость, улучшается переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. Эти достижения помогут детям преодолеть проблемы в формировании правильного навыка письма в школе.

Задачей логопедов является также то, чтобы донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять, что, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Более того, недостатки моторики без соответствующей коррекционной работы закрепляются и остаются на всю жизнь, о чем свидетельствуют наблюдения за выпускниками речевых школ.

Таким образом, вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов коррекции речи, развития мелкой моторики и стимуляция систем соответствия речевых зон коры головного мозга выявляет явные преимущества: сокращаются сроки коррекционной работы, повышается качество работы, налаживается преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.

Проанализировав методологические подходы и изучи развитие моторной сферы детей дошкольного возраста в онтогенезе и особенности нарушения моторной сферы детей дошкольного возраста с дизартрией мы подтвердили на гипотезу о том, что особенностями моторной сферы дошкольников с дизартрией являются нарушения мышечного тонуса, дискоординации движений, нарушение мимических движений, артикуляционного аппарата.

Однако, своевременная коррекция нарушений и дальнейшее развитие моторной сферы является необходимым условием готовности детей к дальнейшему усвоению школьной программы по разным предметам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *