Главная / Советы специалистов / В помощь воспитателю / Изобразительная деятельность и её значимость по отношению к другим видам деятельности

Изобразительная деятельность и её значимость по отношению к другим видам деятельности

Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка

В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности. В дошкольном возрасте изобразительная деятельность является средством познания окружающего мира. Занимаясь изобразительной деятельностью, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по изобразительной деятельности доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Изобразительная деятельность находится во взаимосвязи с другими видами деятельности (познавательной, игровой, трудовой, театрализованной т.д.) Этому способствует характер изобразительной деятельности. В рисунке, лепке, аппликации ребенок отражает свои впечатления от наблюдения за окружающим миром, от литературных произведений, песен, игр. И чем богаче и интереснее жизнь малыша, чем разнообразнее игры, чем больше положительных эмоций испытывает ребенок, тем больше у него впечатлений, которые дошкольник старается отобразить в своем изобразительном творчестве. Такая взаимосвязь повышает эффективность Воспитательно-образовательного процесса, вызывает интерес у дошкольников к разным занятиям, способствует развитию у детей наблюдательности, любознательности, мышления, воображения, а также формированию нравственных качеств.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с другими видами детской деятельности необходимо осуществлять систематически, а не от случая к случаю, а также нельзя подменять комплексными занятиями.

Познавательная деятельность за окружающим миром начинается у детей с наблюдения за живой и неживой природой во время наблюдений на прогулке и в уголке природы. Дети могут подолгу наблюдать, как порхают бабочки, перелетают с ветки на ветку птицы, за снежинками, сверкающими на солнце, затем рассматривают вместе с воспитателем иллюстрации, картины художников, разучивают стихи Е Есенина, А.Пушкина., поют песни. После чего воспитатель предлагает что-либо нарисовать, вырезать, вылепить. Полученные детьми представления о тех или иных предметах, явлениях позволяют им полно и выразительно передать это в своей работе.

Игра особенно близка изобразительной деятельности, т.к. обе по своей сущности –проявление детского творчества. И когда изобразительная деятельность связана с игрой, то она становится для ребенка более привлекательной и вызывает эмоциональный отклик, что, безусловно, сказывается на качестве рисунков и поделок. Поэтому на занятиях изобразительной деятельностью необходимо как можно больше применять игровых приемов.

Дети на занятиях становятся художниками, исполняют роль народных мастеров: создают картины, расписывают игрушки, посуду, изготавливают маски для героев сказок, создают свои скульптуры. Хочется отметить, что специфической чертой изобразительной деятельности является то, что рисунки, вылепленные фигурки сразу же стимулируют детей к игровым действиям: ребенок начинает передвигать фигуры по столу, сопровождая речью действия, что наполняет лепку ребенка реальной динамикой, делает вылепленные фигуры участниками воображаемого эпизода.

Дошкольники живо и заинтересованно принимают предложения веселого петрушки нарисовать ему товарищей, помочь детенышу (щенку, козленку) отыскать его маму и т.д. когда изображения, готовы с удовольствием наблюдают за тем, как игрушечный петрушка «знакомится» с новыми друзьям: Этот петрушка веселый, он танцует, а этот забавный и радуются вместе с козленочком, что он нашел маму.

Воспитателю необходимо подобрать как можно больше игровых ситуаций: строим общий дом (детский сад для детей, птицеферму, цирк, вылепим овощи для магазина, нарядим елку для малышей, изготовим фонари, светофоры для пешеходов, украсим клумбу цветами и т.д.) для совместной деятельности. Каждый ребенок ощущает сопричастность к общему делу, а все вместе испытывают радость от конечного результата, который дети переносят в сюжетно-ролевую игру.

Занятия, проводимые в игровой форме, захватывают детей, повышают их эмоциональную отзывчивость т. к. их объединяет общее дело.

Это повышает интерес к изобразительной деятельности, вызывает стремление выполнить красивую работу. Изобразительная деятельность обогащается новым содержанием, в свою очередь обогащается и развивается игра.

Изобразительная деятельность развивает и познавательный интерес детей. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка т. к. несут определенную информацию, обогащают ребенка социальным опытом, развивает умение понимать прекрасное.

Занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию речи ребенка, обогащению его словарного запаса т.к. одним из основных методов обучения является слово. Эмоциональная речь помогает ребенку глубже осмыслить процесс изображения.

Занятия по изо деятельности помогают развитию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.

Нельзя научить ребенка трудиться, рассматривая картины художников. И, тем не менее, именно с помощью картин можно вызвать у детей интерес к труду, желания быть похожими на тех, кто трудиться, понять важность и общественную значимость труда людей.

Рассматривая картины мастеров-художников, дети видят не только процесс труда, но и проникаются настроением картины. То это радость, эмоциональный подъем «Хлеб»

Т. Яблонской: тихая спокойная передышка «Ужин трактористов» А.Пластова, наслаждение своим трудом» «Кружевница « В. Тропинина.

Использование пословиц и поговорок о труде – «жемчужин народной мудрости» на занятиях помогает похвалить и подбодрить ребенка, чтобы довести начатое дело до конца.

Полученные от наблюдений впечатления, на занятиях опыт, усвоенные знания, умения, навыки дети переносят в необычные условия.(рисунки, лепка, аппликация, конструирование по замыслу). В самостоятельно-игровую деятельность. У детей возникает желание что-то нарисовать, сконструировать собственными руками: они украшают групповую комнату к празднику, помогают подклеивать книжки для малышей, готовят пособия для занятий и вместе со взрослыми работают на приусадебном участке. Заботливо ухаживая за саженцами.

Дети сами создают интересные изделия: рисуют платья, косынки, коврики для кукол, из теста с солью готовят угощение для зверюшек, декорации к играм драматизациям. В конструировании используют мелкий и крупный строительный материал, строят фермы, зоопарки, магазины, дворцы, пароходы; из бумаги – самолеты, лодочки; из природного материала – различных зверюшек, шапочки, гирлянды, бусы.

Дети охотно занимаются изобразительной деятельностью на участке, рисуют мелками на асфальте, палочкой на песке; выкладывают из осенних листиков коврики; из камушков – животных, солнышко, людей: украшают клумбы цветами, а зимний участок цветными льдинками.

Таким образом, взаимосвязь изобразительной деятельности с другими видами детской деятельности обогащают жизнь детей

Очень важно, чтобы детские работы широко использовались в детских играх. В оформлении зала, они должны, «жить» в детском саду.

воспитатель МБДОУ “Детский сад № 10 “Теремок”

Л.В. Гуляева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *