К чему приводит недостаточный уровень речевой готовности?
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонетическом, фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по письму и чтению) отмечается большой процент детей с различными нарушениями устной речи. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет. Пример: ожка – ложка, акета – ракета, сто – стол и др.
Школьники с несформированной звуковой стороной речи (звукопроизношение, фонематические процессы, как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящие – свистящие; звонкие – глухие; твёрдые – мягкие; л – р). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких по звучанию звуков, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (бочка – почка).
Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии, как специфических нарушений при чтении и письме). Пример: сапка – шапка, рюстра – люстра, доварищ – товарищ, вдриг – вдруг и др.
У школьников с несформированной слоговой структурой слова наблюдаются при письме слов перестановки, пропуски, либо добавление слогов. Пример: весопед – велосипед, напопополам – напополам, мацилист – мотоциклист.
При недостаточно сформированном зрительно-пространственном представлении возможны замены оптически сходных букв (черёмука – черёмуха) пространственное искажение букв, зеркальное написание и др.
У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по русскому языку, чтению и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Пример: раздельное написание слов – на ступил, за мёрзла; слитное написание слов – красими — красивый мишка; ошибки грамматического характера – много птица, на деревьев растут яблоки, рыбка к пруде и др.
Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.
Февраль 2020г.
Учителя-логопеды:
Ознобкина Л.А.
Эрмиш Т.Е.