Главная / Новости / ММД — минимальная мозговая дисфункция

ММД — минимальная мозговая дисфункция

ММД — минимальная мозговая дисфункция, распространенное нарушение. Еще этот синдром называется синдром гиперподвижности и/или дефицита внимания (СГДВ). Ребенок с ММД непоседлив, невнимателен, гиперактивен. Он доставляет много хлопот своим родителям Этот синдром относится к числу тех состояний, которые балансируют на грани здоровья и болезни и потому далеко не сразу обращают на себя внимание специалистов и родителей.

Существует несколько причин рождения детей с такими нарушениями. Это:

  • неблагоприятная наследственность, связанная с хроническими заболеваниями родителей,
  • экологические проблемы,
  • стрессы в период беременности,
  • нарушения развития плода, в том числе — гипоксия,
  • перенесенные заболевания будущей мамы,
  • применение медикаментозных препаратов для сохранения беременности,
  • травмы во время родов и в первые дни, когда шейные мышцы очень слабы и есть опасность подвывиха позвонков,
  • вирусные заболевание в первый год жизни, нарушающие питание мозга

Иногда можно пропустить это заболевание, в то время как раннее его распознавание позволяет успешно корректировать нарушения мозговой деятельности.

При гиперактивности внимания ребенок легко отвлекаем, чересчур подвижен, причем его активность не имеет результата. Поведение отличается неусидчивостью, импульсивностью.

До 3 лет таким детям ставится диагноз «невропатия» или «перинатальная энцефалопатия», и они получают лечение у невропатолога.

Серьезные проблемы начинаются в старших группах детского сада и особенно в первом классе. Ребенок с минимальной мозговой дисфункцией не усваивает школьный материал из-за дефицита внимания, за ним закрепляется репутация «двоечника».

Среди детей можно выделить группу, где интеллект не нарушен, но результаты деятельности снижены из-за недостатка усидчивости и внимания. В других случаях — сочетание гиперактивности внимания с задержкой психического развития. Если вовремя не лечить ММД, то к концу школьного обучения такие дети уже не проявляют явных поведенческих нарушений, но у них имеется явное отставание по школьной программе и психологические проблемы, связанные с отношением к ним более благополучных одноклассников.

Если Вы замечаете нечто подобное у своего ребенка, Вам следует обратиться к психотерапевту и психиатру. При своевременном лечебном вмешательстве минимальная мозговая дисфункция устранима.

Частая ошибка родителей — самолечение гиперактивности внимания посредством успокоительных трав и медикаментов. Это не только не помогает, но и затягивает течение болезни. Обращайтесь к специалисту, не занимайтесь самостоятельным лечением ММД.

Воспитание ребенка с минимальной мозговой дисфункцией — тяжелый труд. Вы сильно облегчите себе задачу, если обратитесь для лечения ММД к психотерапевту или психиатру (психоневрологу)

 

Вот несколько советов, которые очень помогут родителям детей с ММД.

  • Соблюдайте режим дня, у ребенка должно быть достаточно времени на сон и на прогулки.
  • Рацион ребенка с ММД должен включать продукты с повышенным содержанием кальция, калия и магния (молочные продукты, сухофрукты: изюм, чернослив, курага). Это необходимо для лечения гиперактивности.
  • Ребенок должен избегать шумных и подвижных игр, особенно перед сном. Ограничьте число контактов с другими людьми.
  • Оклейте комнату ребенка обоями спокойных умеренных цветов, без лишней мебели и игрушек. Мебель должна быть простой и прочной.
  • Старайтесь избегать жары, духоты, длительных поездок.
  • Вашему ребенку рекомендованы занятия теми видами спорта, которые практически исключают травмы головы (плавание, гимнастика).
  • Подготовьте ребенка к фармакологическому лечению минимальной мозговой дисфункции так, чтобы оно не воспринималось им как наказание за поведение. Строго выполняйте все назначения врача по лечению ММД.
  • Повесьте на стену календарь. Отмечайте красным фломастером хорошие дни, а синим неудачные. Это нужно для лечения гиперактивности внимания. Объясняйте ребенку свое решение.
  • Используйте гибкую систему поощрений и наказаний. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая но будущее.

Работайте с ребенком в начале дня, а не вечером. Уменьшите общую рабочую нагрузку ребенка. Поощряйте игры и занятия, требующие внимания и терпения.

  • Попросите педагога по возможности посадить Вашего ребенка на первую парту или поблизости от него.
  • Используйте во время занятий, когда ребенок перевозбужден, тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Давайте короткие, четкие и конкретные инструкции.
  • Договаривайтесь с ребенком о тех или иных действиях заранее. Если Вы едете со своим ребенком в музей, театр или в гости, то должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: «Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Предоставьте ребенку в определенных ситуациях возможность выбора.
  • Заведите дневник, отмечайте в нем любые, даже минимальные изменения в поведении ребенка; трудности, которые у Вас возникают; отмечайте каждый прием лекарств, а так же начало и характер их действия и побочные эффекты. Отметьте все, что Вы сумели или не смогли выполнить из этих рекомендаций.
  • Оставайтесь спокойным родителем. Нет хладнокровия — нет преимущества!

Логопеды  Эрмиш Т.Е., Торгунакова О.Н., Ознобкина Л.А.

Январь 2019