Главная / Новости / Памятка по обучению грамоте

Памятка по обучению грамоте

Памятка по обучению грамоте

 Предлагается родителям воспитанников логопедических групп с целью их ознакомления с существующими нормами фонетического разбора слов в русском языке.

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложение – это законченная мысль.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из звуков.
  • Звук– это то, что мы слышим и произносим.
  • Буква– это то, что мы видим и пишем.
  • Звук на письме обозначается буквой.
  • Звуки бывают гласныеи согласные.
  • Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом (выше – ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
  • В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
  • На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
  • Гласных букв – десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
  • Шесть гласных букв – «а» «у» «о» «и» «э» «ы» – соответствуют звукам.
  • Четыре гласные буквы – «я» «ю» «е» «ё» – йотированные, то есть обозначают два звука: («я» – [йа], «ю» – [йу], «е» – [йэ], «ё» – [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» – [а], «ю» – [у], «е» – [э], «ё» – [о] (береза, мяч).
  • Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
  • Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
  • Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ]. Глухие согласные обозначаются символом без колокольчика.
  • Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р]. Звонкие согласные обозначаются символом с колокольчиком.
  • Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
  • Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
  • Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
  • Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
  • Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синимцветом.
  • Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленымцветом.
  • Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

 

Уважаемые родители, успехов Вам в Ваших занятиях с детьми!

Учителя – логопеды Эрмиш Т.Е.

Ознобкина Л.А.

Март2019