Работа по развитию речевого дыхания.

Работа  по развитию речевого дыхания.

 

 

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

   Речевое  дыхание в отличие от неречевого, автоматического, является  произвольным.

При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляется через рот, вдох осуществляется через нос, вдох по длительности почти равен выдоху.

  Речевое   дыхание осуществляется через рот , вдох совершается быстро, выдох замедлен.

При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.

При речевом дыхании наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранении плавности речи и интонационной выразительности.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др. отрицательно влияющие на развитии речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, разрастанием аденоидов, различных сердечно-сосудистых заболеваний и др.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном использовании воздуха  нарушается плавность речи, т. к. дети на средине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы договаривают их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Поэтому для выработки правильного речевого дыхания, необходимо руководствоваться следующими задачами:

  1. Вырабатывать свободный, плавный удлиненный выдох.
  2. Путём подражания речи взрослого воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.

Какими упражнениями  можно добиться правильного речевого дыхания:

-дутьё через соломинку;

-надувание воздушных шариков:

-дутьё на разноцветные вертушки:

-игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке:

— пускание мыльных пузырей;

-дутьё на одуванчики весной;

-зимой —  снежинки прикреплённые ниточками к игрушечным рукавичкам;

— осенние листочки, падающие на корзинки с грибами;

-бумажные бабочки и стрекозы, порхающие на тесёмочках над вырезанными из бумаги цветами;

-лёгкие птички, летающие над облачками из ваты;

-для мальчиков – вертолётики, самолётики;

-для девочек, улетающие из-за ветра шляпки с кукол;

При всех этих забавах ребёнок непроизвольно учится делать вдох через нос, а выдох через рот.

        Учителя — логопеды:

Эрмиш Т.Е.

                                           Торгунакова О.Н.

                                             Ознобкина Л.А.

                                          Декабрь 2017г.

Пролистать наверх