Развиваем речь, играя.

Развиваем речь, играя.

 

Вот, на наш  взгляд, идеальный комплекс упражнений, с которого удобно и легко начинать работу над коррекцией звукопроизношения.

 Так же эти упражнения используем при работе с теми детьми, которые, в целом, произносят звуки правильно, но   их дикция оставляет  желать лучшего.

 Можно делать с детками трех-  четырех лет. Исправлять им звуки еще рановато, а  вот потренировать артикуляционный аппарат уже можно.

Так же эти упражнения годятся для взрослых, желающих начать работу над совершенствованием своей речи.

Делать не спеша, не пытаться сразу все освоить, делайте скидку на возраст ребенка.

Все упражнения делать медленно, плавно, расслабленно. Все делаем по пять раз, в статичных упражнениях просто удерживаем  заданную позу под счет до пяти.

I

  1. Качаем головой   налево-направо
  2. Вперед назад

3.Делаем круги в одну сторону, потом в другую, все по пять раз, медленно, плавно. Если голова кружится, то сокращаем задание до трех раз, можно закрыть глазки.

  1. Открываем и закрываем рот. Плавно, расслабленно, челюсть должна двигаться легко. Язык спокойно лежит за нижними зубами, повторяет движения челюсти.
  2. «Ленивая лягушка» или «бутербродик» – язык спокойно, расслабленно лежит на нижней губе. Верхняя губа мягко шлепает по языку « пя-пя-пя»

II Артикуляционные упражнения

1  Улыбка     – просто  длительно удерживаем  ровную улыбку, губу сомкнуты.

2 Заборчик   – широко улыбаемся, показывая сомкнутые зубы, удерживаем улыбку

3 Трубочка  – вытягиваем губы вперед, как будто говорим «у». Более сложный вариант – подвигать «трубочкой» или «хоботком» влево -вправо  и по кругу.

4 Трубочка-улыбка с голосом ( у-и-у). Один звук должен плавно перетекать в другой. Хорошее упражнение и для детей и для взрослых, развивает  мимику, подвижность губ. Похожее упражнение используют актеры, чтобы разогреться перед выступлениями.

5  Почесать язычком за щечками, надуть щечки одновременно, по очереди.

6  Карусель – провести язычком по деснам, по кругу, за сомкнутыми губами.

7 Язык вперед-назад

8 Часики – язычок двигается вправо-влево, касаясь уголков губ.

9 Качели –  подвигать языком вверх-вниз, по команде взрослого. Второй вариант – вверх-вниз, четко фиксируя язык за зубами. Ребенок должен удерживать язычок за зубами вверху, пока мама не скажет «вниз» и внизу, пока не услышит « вверх», а не просто так болтать язычком туда-сюда. Во всем нужен порядок, хорошее упражнение не только для язычка, но и для выработки терпения.

10  Вкусное варенье – облизать языком верхнюю губу, а затем нижнюю.

11 «Где мамин палец?» – мама нажимает пальцем в щеку, а ребенок изнутри пытается нащупать языком кончик пальца. Помогает языку сориентироваться в своем «домике», а ребенку лучше прочувствовать   язык и рот изнутри.

12 «Болтушка» – быстро двигать языком вперед-назад, со звуком. Получится примерно так «бл-бл-бл».

13 « Чистим зубки» – язычком не спеша проводим за зубами вверху и внизу, потом   повторяем то же самое, но снаружи, как будто проверяем зубы – хорошо ли мы их почистили?.

III Дыхательные упражнения

В начале лучше их делать лежа на диване или на ковре.

Вдохнуть носом и медленно выдохнуть через рот три раза.

Когда ребенок будет уверенно выполнять эту последовательность движений « вдох  носом», « выдох – ртом», приступаем к упражнению

1  «Воздушный шарик»

На вдох животик надувается – на выдох медленно опускается. Можно представить, как будто в животике – воздушный шарик. Вдох по-прежнему через нос, а выдох через рот.

Можно посадить на живот игрушечного зверя или куклу и поиграть в «Лифт», который поднимается или опускается. Еще один вариант игры – дотронуться животом до маминой ладони.

2 Когда это упражнение будет получаться легко, то на выдохе  начинаем произносить гласные звуки

АО     УА      ЭА      ОУ     ИА

АЭ     УЭ      ЭУ       ОЭ     ИУ

АУ     УЫ      ЭО      ОА     ИЭ

АЫ     УО      ЭЫ    ОЫ     ИО

 

Удачи и терпения!