Главная / Советы специалистов / Советы логопеда / Речь детей  с трёхлетнего возраста до семилетнего

Речь детей  с трёхлетнего возраста до семилетнего

                    Речь детей  с трёхлетнего возраста до семилетнего

                                        В помощь родителям.

Взрослым очень интересно то, что всем

давно известно: как зовут и кем ты будешь,

и кого ты больше любишь.

Маму, папу или братца? Всё не могут                            догадаться.

А вот завтра я поеду на беседу к логопеду!

Он попросит: порычи, он попросит: помычи,

пошипи и пожужжи, и язык мне покажи.

Хорошо пройдёт беседа у меня и логопеда.

К трём годам произносительная сторона речи детей ещё недостаточно сформирована.  Остаются некоторые несовершенства в произнесении звуков, многосложных слов, со стечением согласных, отчего речь детей ещё не достаточно внятная и чистая. Дети этого возраста  не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут громко ответить на вопрос взрослого или говорить тихо ( во время еды)

Следует отметить, что к трём годам некоторые дети  могут произносить большинство звуков родного языка, кроме Р и шипящих. У некоторых детей возможны задержки в формировании произносительной стороны речи или неправильное формирование отдельных звуков. Речь некоторых детей вообще неразборчива, а отдельные малыши не говорят совсем.

К трём годам происходит интенсивное увеличение словаря. В своих высказываниях ребёнок употребляет почти все части речи, овладевает  элементарными грамматическими навыками родного языка.

У четырёхлетних детей возрастает интерес к звуковому  оформлению слов, некоторые дети слышат, как неправильно говорят сверстники, но нарушения в собственной речи не слышат, т.е. они ещё не могут контролировать себя.

На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в речевом развитии, он начинает выделять и называть наиболее существенные качества и признаки предметов. Речь становится богаче и разнообразнее по содержанию. Активный словарь возрастает  от 2500 до 3000 к концу года, это даёт возможность ребёнку более полнее высказывать свои мысли, они начинают овладевать монологической речью. Однако многие дети не могут без помощи взрослого рассказать точно и последовательно сказку или рассказ. В этом возрасте у детей огромное  желание сочинять стихи, что развивает речевой слух и требует поощрения со стороны взрослого.

На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата даёт возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для артикуляции сложных звуков. У детей редко наблюдаются пропуски слогов и звуков. Большинство детей к пяти годам правильно произносят все звуки, правильно ставят ударение и отчётливо произносят многосложные слова. Но у некоторых детей ещё неустойчивое произношение свистящих, шипящих, Р, Л, неотчётливое произношение отдельных слов, особенно малознакомых и многосложных.  Достаточно развитый речевой слух даёт ребёнку  возможность шире использовать свой голосовой аппарат, пользоваться интонационными средствами выразительности. У ребёнка удлиняется выдох.

Игры и упражнения для детей  от 4 до 5 лет направлены как на формирование правильного произношения, так и развитие фонематического слуха – умение слышать и узнавать звук в составе слова, выделять его из группы других звуков.

На шестом году  продолжают совершенствоваться все стороны речи ребёнка, чище становится произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания. Имея развитую речь, ребёнок рассказывает  и отвечает на вопросы так, чтобы его поняли окружающие. За год словарь ребёнка увеличивается приблизительно на 1000 – 1200 слов. На шестом году дети пользуются достаточно свободно грамматическими категориями: употребляют родительный падеж множественного числа, легче образуют новые слова. Совершенствуется монолог, многие дети без помощи взрослого могут пересказать или рассказать рассказ или сказку. К данному возрасту мышцы  артикуляционного аппарата достаточно окрепли  и дети способны правильно произносить все звуки родного языка.  однако не все дети правильно произносят   звуки, может встречаться горловой или одноударный  Р,  межзубные свистящие, боковые шипящие. Дети с ускоренным темпом речи  часто не произносят в словах отдельные звуки, не договаривают окончания слов, «проглатывают» целые слова. У них возникают запинки, что может привести к заиканию. Смена молочных зубов  на постоянные  нередко отражается на правильном  произношении, дикции.

На седьмом году жизни речь детей становится всё более точной, достаточно развёрнутой, логически последовательной. Большое влияние на формирование  грамматически правильной  речи оказывает уровень культуры взрослых, окружающих детей, их умение  правильно пользоваться различными формами и категориями.  При пересказах, описаниях, рассказах отмечается точность, чёткость и завершенность изложения. Ребёнок способен самостоятельно дать писание картины, предмета,  пересказать содержание небольшого произведения, придумать сказку, рассказ.

Многие дети имеют достаточно развитое фонематическое  восприятие умеют различать звуки, владеют  началами звукового анализа ( выделяют звук в начале, середине, конце слова), делят слова на слоги. Всё это имеет исключительное значение при усвоении грамоты.

В дошкольном возрасте не закачивается процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи  будет продолжаться и в школе. И здесь главными помощниками  для своих детей должны стать Вы, родители. Читайте детям книги, рассказывайте сказки,  учите стихи, беседуйте с ними, занимайтесь!

 

                                                       Учителя  — логопеды:    Ознобкина  Л.А.,

                                                                                                 Эрмиш  Т.Е.

                                                                                Октябрь 2019 года.

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Пальчиковая гимнастика.

                                 В помощь родителям.

 

Давно доказано , что тренировка тонких движений пальцев рук благотворно  влияет на работу головного мозга, стимулирует  развитие речевой и мыслительной деятельности, способствует памяти и внимания.

Хорошую тренировку движений пальцев,  обеспечивают различные  пальчиковые  упражнения. Простые  и увлекательные,  они у малышей вызывают положительные эмоции, например, «пальчиковые дорожки» развивают мелкую моторику пальцев рук ребёнка. В результате этих занятий движения рук становятся более точными и координированными, у детей исчезает  неловкость и скованность движений, кисти рук приобретают  гибкость и подвижность, ребёнок запоминает, где правая, где левая рука, названия пальчиков, учится ориентироваться на плоскости и  в пространстве.

Занятия пальчиковой гимнастикой следует начинать с 6-7 месяцев, но и в более позднем возрасте занятия будут эффективны и полезны.                                    Начинать  нужно с ежедневного массажа по 2-3мин. кистей рук и пальцев.

— поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;

— разминать и растирать каждый палец вдоль, затем- поперёк;

— растирать пальцы спиралевидными движениями.

Затем можно выполнять некоторые упражнения  в пассивной форме, т.е. Вы сами сгибаете и разгибаете пальцы ребёнка и совершаете другие ритмичные движения, сопровождая их ритмичными строчками.

Примерно с 10 месяцев ребёнка нужно учить :

— катать между ладонями и пальцами шарики и палочки   разного             размера;

— рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;

— перекладывать из одной коробки в другую мелкие предметы (бусинки или пуговицы) одной или двумя руками вместе.

       Помните!   Любые упражнения будут более эффективные только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры — потешки: примером является « Сорока — белобока», — указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой, затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и  большой пальцы. В этих стишках можно сгибать пальцы,  начиная  то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения.

«Пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки  поочерёдно  касается каждого пальца, также на левой руке, потом обе руки вместе.

«Человечек» — указательный и средний пальцы « бегают» по столу.

« Слонёнок» —  средний палец выставлен вперёд (хобот), а указательный и безымянный —  ноги. Слонёнок «идёт»  по столу.

Рекомендации при выполнении  пальчиковой гимнастики; сначала все упражнения выполняются медленно, следите  за правильным положением кисти и пальцев, правильном переключении с одного движения на другое.

Упражнение сначала отрабатывается  одной рукой, затем – другой, после этого – двумя руками вместе.

Запоминать и повторять движения по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая  тремя, четырьмя.

«Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала  ВЫ сами  придумываете историю, потом предлагаете сочинить свою ребёнку. Например, « В  одном красивом месте протекала речка ( изображаете реку), в ней жила маленькая рыбка ( изображаем рыбку), как-то раз  по реке  проплыл пароход  ( упражнение пароход), он сильно гудел  (показать как гудит пароход), рыбка испугалась и уплыла».

Также развитию мелкой моторики способствует:

— застёгивание и расстёгивание пуговиц,

— шнурование на специальных рамках,

— нанизывание колец на тесьму,

— игры с мозаикой,

— игры с конструктором,

— перебирание круп, зёрен, семян ( фасоль отделить от гороха).

Обращайте внимание на  овладение ребёнком простыми, но жизненно важными умениями – правильно держать ложку, чашку, карандаш, уметь умываться. Например, если в четыре года ребёнок не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстаёт в развитии мелкая мускулатура. Выполнение фигурок из пальцев  сопровождается  стихами для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять, как левой, так и правой рукой.

 

 

Учителя – логопеды             Ознобкина Л. А.

Эрмиш Т.Е.

Ноябрь 2019 год.

 

 

 

 

 

 

 

                         Артикуляционная гимнастика.   

                                       В помощь родителям.

           Артикуляционная гимнастика является  подготовительным этапом при постановке звуков. Даже, если ребёнок не говорит, она поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для   чистого произношения. Некоторые родители считают, что, повторяя многократно слова, чистоговорки, и даже скороговорки, они могут воспитать правильное звукопроизношение у ребёнка. Они  и не подозревают, что сначала ребёнок должен научиться правильно произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах и только потом во фразах

Несомненно постановкой и автоматизацией  звука должен заниматься логопед. Для занятий дома родителям предлагается проводить артикуляционную гимнастику, т.к. этот подготовительный этап  уже может помочь малышу достичь  правильного звукопроизношения. При подборе   упражнений логопед руководствуется нарушением речи и соблюдает определённую последовательность при выполнении;

от простого к сложному,

выполнение упражнения в медленном темпе,

качественное выполнение,

соблюдение дозировки,

выполнение строго перед зеркалом.

Артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно не менее 5-10 минут. Каждое упражнение повторяется 5-8 раз, под чёткий спокойный счёт до 5.

Наберитесь терпения и помните, что выполнение артикуляционных упражнений – это трудная работа для ребёнка. Не ругайте, а хвалите, это поможет быстрее овладеть тем или иным движением, а значит,  быстрее овладеть правильным звукопроизношением.

 

.