Речь детей

 Речь детей.

(консультация для родителей)

iКак радуются родители, когда их дети произносят первые звуки!

И как приятно, когда он начинает чётко и правильно выговаривать целые слова. Конечно, всем хотелось бы, чтобы ребёнок заговорил раньше, а его произношение было бы понятно окружающим.

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде, чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Два слова, одно из которых выражает одобрение, а второе – угрозу, но произнесенные одинаково, ребенок будет и воспринимать совершенно одинаково, не различая их по смыслу.

Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, пытаться повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка, т.е. обращать внимание на звуковую сторону слова. Уже на третьем году жизни малыши в состоянии заметить неправильность произношения у своих сверстников и даже делают попытки исправлять их. Со временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой речи, но и к своей.

Ребенок не всегда может правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение происходит в течение нескольких лет. В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов может правильно произносить лишь самые простые и артикулярные звуки. К ним относятся гласные А, О, Э и согласные П, Б, М. Именно из этих звуков состоят первые слова ребенка: МАМА, ПАПА, БАБА. Несколько позднее усваиваются и другие простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка Это гласные И,Ы,У и согласные Ф,В,Т,Д,Н,К,Г,Х,Й. Более же сложные по артикуляции согласные звуки С,З,Ц, Ш,Ж,Ч,Л,Р примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками.

Время появление звуков в годах:

Время появления звуков (в годах) 1-2 года 2-3 года 3-5 лет 5-6 лет
Звуки АОЭ

П Б М

ИЫУ

ФВТДП

К Г Х Й

С З Ц

Ш Ж Ч Щ

Л

Р

Из таблицы видно, что при нормальном ходе развития, к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.

Своевременное и правильное овладение ими зависит от многих факторов.

Большое значение для правильного произношения имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко – и голосообразование. Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук Р лишь потому, что не могут сделать достаточной силы вдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении Р. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи и т. п.

Непременным условием для развития речи является способность слышать. Ослабление слуха ведет не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического типа.

В процессе развития речи очень важен фонематический слух, благодаря которому ребёнок способен различать все звуки речи. Если фонематический слух не сформировался вовремя, ребёнок начинает испытывать проблемы: он неправильно произносит звуки слова; он «не слышит», а потому пропускает предлоги, укорачивает или переставляет слоги в словах, неправильно употребляет окончания.

Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые фонемы от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал – мял, рак- лак, том- дом. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы отличаются друг от друга только звонкостью или глухость при одинаковой артикуляции, например звуки С и З, Ж и Ш, другие имеют более резкие акустические различия, очень тонкие акустические различия имеют твердые и мягкие согласные (Т и ТЬ, С и СЬ). Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз. Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человече­ского голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и сле­дит за ним глазами.

В период появления лепета ребенок повторяет видимую арти­куляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное по­вторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.

С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интона­цию речи. Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной ре­чи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка-миска). Так формируется фонематический слух – способность воспринимать звуки человеческой речи. От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за сво­им произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.

К 3-4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприя­тие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

Овладение правильным произношением речевых звуков, является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребенком лепетно, с очень искаженным, неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков речи ребенок овладевает постепенно

Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Но если ребенок неправильно произносит звуки или недостаточно отчетливо произносит слова, то взрослые обязательно должны обратить на это внимание. Дети с недостатками произношения очень часто бывают замкнутыми, робкими, стесняются читать стихи вслух, рассказывать сказки. Овладение правильным произношением речевых звуков, является одним из очень важных звеньев становления речи у ребёнка.

Учителя – логопеды МБДОУ №10 « Теремок»

Эрмиш Т.Е., Ознобкина Л.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *