Главная / Советы специалистов / Советы логопеда / Речевая готовность ребёнка к школе

Речевая готовность ребёнка к школе

Речевая готовность ребёнка к школе

Наша речь — это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

 

Но прежде чем учить ребёнка чтению и письму, нужно заложить основу успешного освоения грамоты:

 

Правильность произношения звуков русской речи.

Умение выделять звуки из слова; различать гласные и согласные звуки,твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, определять место звука в слове; уметь подсчитывать количество звуков, слогов в слове; умение работать со схемой слова.

Умение составлять предложения, распространять его; уметь определять

количество слов в предложении; составлять схемы предложений (в виде полосок, прямоугольников, деревянных кирпичиков).

Ребёнок должен уметь:

  • составить устно предложения по трём опорным картинкам (то есть составить предложение из трёх слов);
  • составить предложения по сюжетным картинкам: «Мальчик читает книгу», «Девочка гонит козу», «Кролик ест морковку» (ребёнок называет предложения по этим картинкам, определяет количество и последовательность слов в каждом предложении);
  • составить распространённые предложения по вопросам где? как? когда? (с опорой на сюжетные картинки);
  • из ряда слов составить предложения: дымок, идёт, труба, из; орехи, в, белка, прячет, дупло.
  • составить устно предложения, используя словосочетания: высокие ели, весёлая песня, большие лужи, спелая земляника, резвые котята, полная корзина, широкие улицы:

Умение употреблять слова с противоположным и похожим лексическимзначением (антонимы и синонимы); умение использовать слова с обобщающим понятием (чашка, ложка, тарелка – это посуда).

Умение согласовывать существительные с числительными (один карандаш, два карандаша, три карандаша, четыре карандаша, пять карандашей), образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах (стол-столы-столов, стул-стулья-стульев), относительные прилагательные (отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие; меховая, фарфоровая) и притяжательные прилагательные (отвечают на вопросы: чей, чья, чье, чьи; лисий хвост, заячьи уши), правильно использовать предлоги (обратить внимание на предлоги С(СО) – с полки, со стола; ИЗ-ЗА и ИЗ-ПОД).

Графические умения: обведение предмета по контуру, штриховка предмета внутри контура, копирование рисунка, дорисовывание фигуры.

Умение пересказывать текст, сохраняя смысл и содержание; ребёнок долженуметь самостоятельно составлять рассказ.

 

В первом классе ребёнок осваивает новый вид речевой деятельности — письмо. А обучение письму — это серьёзный стресс для первоклассников. У многих детей процесс освоения прописей происходит крайне болезненно. В первую очередь это касается левшей, детей с плохо развитой моторикой рук, повышенным мышечным тонусом.

Если ребёнок путает верх и низ, правое и левое расположение штрихов, если линии «дрожат», если фигуры сильно увеличены или уменьшены, если нарушена координация, то необходимы специальные тренировочные занятия. Развитию тонких двигательных координаций очень способствует рисование, штриховка, раскрашивание (но небольших) поверхностей, нанизывание бусинок, лепка, определение «вслепую» форм предметов -сначала самых простых. Потом можно и более сложных. В быту эти навыки хорошо развиваются при застёгивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании узелков, шнурков и бантов.

Желаем успехов!

                                                                                                                                                   Ноябрь 2019г.

                                                                                           Учителя-логопеды   Ознобкина Л.А., Эрмиш Т.Е.