Консультация для родителей
«Речевая готовность ребёнка к школе»
На момент поступления в школу ребёнок может (умеет) :
1) правильно произносить все звуки родного языка;
2) уметь выделить:
— ударный гласный из начала слова (утка) ;
— выделение согласного из стечения согласных (двор) ;
— конечный согласный из лёгких слов типа мак;
— конечный гласный ударный (мука) ;
— выделение согласного из начала слова (рама) .
3) иметь достаточно развитый активный словарь (называть детёнышей животных, профессии, слова с противоположенным значением) ;
4) практически овладевать грамматически правильной речью:
-правильно употреблять существительные в различных падежах (чем покрыто тело
кошки? – шерстью) ;
— образовывать множественное число существительных (дом — дома) ;
— правильно употреблять предлоги: над, под, из-за, из-под;
— правильно согласовывать прилагательные и существительные (облако какое? – синее, большое, числительные и существительные (1 дерево, 2-3 дерева, пять деревьев) ;
— уметь образовать уменьшительные формы существительных (воробей-воробышек, ведро-ведерко) ;
— уметь образовать прилагательное от существительного (дерево – деревянный)
5) уметь составить рассказ по сюжетной картинке или серии картин;
6) уметь пересказать небольшой рассказ, прочитанный взрослым.
Взаимосвязь нарушений речи и успеваемости в обучении.
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении письмом и чтением на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики русского языка и программ гуманитарных предметов.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение письма.
Основным симптомом дисграфии считается наличие стойких специфических ошибок:
1) пропуск гласных букв в слове;
2) пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных (стол – сол) ;
3) перестановка букв в слове (клюква – клювка) ;
4) пропуск слогов (бабочка – бачка) ;
5) искажение слов (клюква – кулва) ;
6) недописывание слов (растёт – растё) ;
7) вставка лишних букв в слове (поют – поеют) ;
8) неумение обозначить мягкость согласных на письме (мяч – мач, коньки – конки) ;
9) неумение согласовать слова в предложении (Вова сидит на стуле. – Вова сидит стул.) ;
10) неумение пользоваться родом и числом (Река покрылось льдом.) ;
11) смешение йотированных Я, Ё, Ю, Е (яма – яама) ;
12) смешение звонких и глухих б-п, д-т …, шипящих – свистящих, л-р;
13) оптическое смешение букв, сходных по написанию б – д, м – л.
Уважаемые родители, обратите внимание!
Дисграфия никогда не возникает «из ничего». Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребёнка грамоте.
Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
Учителя-логопеды: Ознобкина Л.А.
Эрмиш Т.Е.
Апрель 2019 г.