Главная / Новости / «Речевая готовность ребёнка к школе»

«Речевая готовность ребёнка к школе»

Консультация для родителей

«Речевая готовность ребёнка к школе»

На момент поступления в школу ребёнок может (умеет) :

1) правильно произносить все звуки родного языка;

2) уметь выделить:

— ударный гласный из начала слова (утка) ;

— выделение согласного из стечения согласных (двор) ;

— конечный согласный из лёгких слов типа мак;

— конечный гласный ударный (мука) ;

— выделение согласного из начала слова (рама) .

3) иметь достаточно развитый активный словарь (называть детёнышей животных, профессии, слова с противоположенным значением) ;

4) практически овладевать грамматически правильной речью:

-правильно употреблять существительные в различных падежах (чем покрыто тело

кошки? – шерстью) ;

— образовывать множественное число существительных (дом — дома) ;

— правильно употреблять предлоги: над, под, из-за, из-под;

— правильно согласовывать прилагательные и существительные (облако какое? – синее, большое, числительные и существительные (1 дерево, 2-3 дерева, пять деревьев) ;

— уметь образовать уменьшительные формы существительных (воробей-воробышек, ведро-ведерко) ;

— уметь образовать прилагательное от существительного (дерево – деревянный)

5) уметь составить рассказ по сюжетной картинке или серии картин;

6) уметь пересказать небольшой рассказ, прочитанный взрослым.

Взаимосвязь нарушений речи и успеваемости в обучении.

Речевые нарушения,  встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении письмом и чтением на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики русского языка и программ гуманитарных предметов.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение письма.

Основным симптомом дисграфии считается наличие стойких специфических ошибок:

1) пропуск гласных букв в слове;

2) пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных (стол – сол) ;

3) перестановка букв в слове (клюква – клювка) ;

4) пропуск слогов (бабочка – бачка) ;

5) искажение слов (клюква – кулва) ;

6) недописывание слов (растёт – растё) ;

7) вставка лишних букв в слове (поют – поеют) ;

8) неумение обозначить мягкость согласных на письме (мяч – мач, коньки – конки) ;

9) неумение согласовать слова в предложении (Вова сидит на стуле. – Вова сидит стул.) ;

10) неумение пользоваться родом и числом (Река покрылось льдом.) ;

11) смешение йотированных Я,  Ё,  Ю,  Е (яма – яама) ;

12) смешение звонких и глухих б-п, д-т …, шипящих – свистящих, л-р;

13) оптическое смешение букв, сходных по написанию б – д,  м – л.

Уважаемые родители, обратите внимание!

Дисграфия никогда не возникает «из ничего». Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребёнка грамоте.

Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

                                                         Учителя-логопеды:  Ознобкина Л.А.

                                                                                              Эрмиш Т.Е.

                                                                                              Апрель 2019 г.