Учимся, играя.
Ситуативные игры с ребёнком от 1,5 лет – отличная возможность для развития речи и расширении понятийного аппарата.
В этом случае родителям на помощь придут любые игрушки: куклы, детские домики, железная дорога, кубики, конструкторы и т.д.
Ребёнку, которому уже исполнилось1,5 – 2 года можно предложить карточки для развития речи, крупные пазлы, которые одновременно расширяют кругозор и улучшают мелкую моторику.
В 3-4 года ребёнок прекрасно справляется с телевизором, клавиатурой на компьютере и кнопками на мобильном телефоне. И всё же мир вокруг нас не изменился и каждый ребёнок его открывает для себя заново, поэтому без потерь необходимо передать ребёнку важнейшие знания о мире.
Занятия с ребёнком желательно проводить ежедневно минут по10 – 15. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге домой или на прогулке, задавать вопросы или задания при ежедневной работе по дому: уборка, готовка пищи и т.д. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!
Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы такие темы, как « одежда», « посуда», « мебель» и т.д., а также игры «Одеваем куклу», « Я мою посуду», «домик для мишки ». Малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, соотносить размер, материал, поэтому у него будет быстро расширяться словарный запас.
Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи. Известно, что некоторые дети болтают без умолку, ещё когда им не положено по возрасту, умиляя окружающих.
Совсем другую реакцию вызывает ребёнок 5-6 лет, который говорит неправильно,
поэтому, чтобы подобного не случилось, необходимо научить ребёнка правильно говорить
звуки и слова, строить словосочетания и предложения, правильно называть части речи. Учёные подсчитали, что имён прилагательных в речи ребёнка гораздо меньше, чем существительных и глаголов.
Ваша основная цель – приохотить ребёнка говорить много и правильно, в этом могут помочь и прогулки, как по городу, так и в лесу. Старайтесь максимально точно называть цвета листьев, веток, цветов. Если вокруг много зелёного цвета, сравнивайте, окраску с разных деревьев, в глаза сразу бросится разница, поэтому могут появиться такие слова, как светло-зелёный, изумрудный, салатный, болотный. Предложите ребёнку самому найти другие цвета, вместе всматривайтесь, и тогда вы сами заметите, как меняется цвет листика, если на него попал луч солнца или он попал в тень.
Найдите на полянке три разных листика и опишите один из них, пусть ребёнок узнает, про какой листик была загадка, потом можно с ребёнком поменяться ролями.
Попросите ребёнка определить характер дерева. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит сам, что они не похожи друг на друга: одно- величаво-торжественное, другое — бесшабашно — весёлое , третье — трагически грустное.
Предложите малышу найти два одинаковых листика, цветка, веточки и т.д. если он справится, рассмотрите их внимательно, пусть ребёнок убедится в том, что как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.
Когда малыш поймёт насколько разнообразна природа, попросите его отыскать два совершенно разных листика. Ребёнок с радостью принесёт вам большой лист клёна и маленький листик берёзы, уверяя, что они совершенно не похожи друг на друга.
Исследуйте их вместе, и вы увидите, что оба они тонкие, с черешками и прожилками, оба растут на дереве, но формы их совсем другие, чем у кубика или совочка.
Малыш, увидев несколько разных листьев, может убедиться, что они могут иметь сходство и называться одинаково, в нашем случае листья. Можно спросить ребёнка на что похож листик, например на каплю по форме, но отличается цветом, и сразу же можно придумать загадку: «Висит жёлтая капля».
Следующий вид упражнений – скороговорки, необходимо, чтобы дети поняли, что нужно не только говорить быстро, но и чисто.
Можно предложить ребёнку повторить одну и ту же фразу несколько раз, но с разной интонацией ( нежно, зло, с радостью, громко, тихо).
Такие задания помогут вашему малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Почаще играйте с ребёнком в различные игры: сюжетные, настольные.
Многие игры обогащают не только словарь, но и активизируют высшие психические функции ( память, внимание, мышление, моторику). Такие игры, как «Четвёртый лишний» — картинки 4 штуки, 3 из них относятся к одной теме, « Игры с буквами или звуками» — где находится тот или иной звук в начале слова, в средине или конце слова, то же самое с буквами, если ребёнок их знает, « Потерявшаяся игрушка»- на столе 5-6 игрушек, одна убирается, когда ребёнок закрыл глаза, или меняется местами.
Маленькие дети могут и хотят учиться, поэтому детей необходимо обучать дома, т.к. знания полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из памяти.
Учителя-логопеды: Торгунакова О.Н. Эрмиш Т.Е. Ознобкина Л.А.
Июль 2018