Вашему ребенку три года?
Вашему ребенку три года. В этом возрасте он начинает осознавать себя как самостоятельную личность, противопоставляя свое «я» другим людям. С ростом самосознания меняется и речь малыша. Еще недавно он говорил о себе, как о другом человеке: «Сережа хороший», «Аня большая». Но теперь мы все чаще слышим от него фразы: «Я думаю», «Я хочу». Он рассказывает о своих потребностях и действиях с помощью местоимений «я», «мне», «мое».
Речь становится для ребенка полноценным средством общения. Он может рассказать окружающим о том, что думает и чувствует, подходящими словами выразить свое отношение — любовь, недовольство и т. д. И это не единственный показатель речевого и умственного развития малыша. Важно и то, что он проявляет интерес не только к окружающим предметам, но и к тому, чего в данный момент нет перед его глазами.
Ребенок может говорить и спрашивать об объектах, которые запечатлелись в его памяти ранее, сравнивать предметы и явления, делать первые самостоятельные выводы. Несмотря на то что малыш еще очень мало знает, он в состоянии самостоятельно объяснить значения многих слов. Спросите у ребенка: «Что такое чашка?» — и он, скорее всего, ответит: «Из чего пьют».
В речи трехлетнего ребенка присутствуют уже почти все части речи, а словарный запас достигает 800-1000 слов. Это в 3-4 раза больше, чем у малыша двух лет. Все чаще он произносит слова, которые указывают на:
- положение предметов по отношению к нему самому (тут, там, здесь); пространственное положение предмета (на столе, в шкафу, под диваном); количество предметов (один мячик — много мячей).
Интуитивно постигая законы родного языка, малыш экспериментирует, учится сочетать слова и строить различные по сложности предложения, употребляя союзы «и» «но», «когда», «потому что». Кроме того, он начинает усваивать и грамматические правила языка. Допустив ошибку в образовании формы слова, ребенок может исправить себя сам: «Она… он не хочет гулять».
В этом возрасте малыш хочет разобраться во взаимосвязи предметов и явлений окружающего мира, и потому беспрестанно спрашивает взрослых о том, что его интересует. Как правило, вопросы ребенка начинаются со слов «почему», «когда», «как» Одновременно он учится вести диалог, отвечая на вопросы своих собеседников.
В три года дети способны правильно и четко произносить далеко не все звуки. У них уже сформировалось произношение гласных — а, у, и, о— и многих согласных — м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х. Однако некоторые звуки малыши произносят еще недостаточно отчетливо, поэтому их речь не всегда понятна окружающим. Развитие понимание речи опережает развитие произносительных возможностей ребёнка. Они хорошо запоминают слова и ясно представляют себе их значение, но правильно произнести слова пока не могут.
Один и тот же звук в словах разной «сложности» ребенок может произносить неодинаково. В этом возрасте малышам с трудом даются длинные слова, а также слова, в которых встречаются стечения согласных. Если один из звуков, стоящий в таком сочетании «освоен» ребенком недостаточно, он либо пропускается, либо произносится искаженно. Например, «плотокваша» — вместо «простокваша».
В«легких» словах, где этот звук находится в сочетании с гласными, малыш произнести его верно («лиса», «соня»). Ребенок может не только пропускать «трудные» звуки, но сокращать длинные, незнакомые слова, пропуская один или несколько слогов. Например «ампитура»- вместо «температура», «кавотка»-вместо «сковородка». Или менять места- ми звуки или слоги: «пыселос»-вместо «пылесос», «чедоман»-вместо «чемодан».
Однако при нормальном развитии речи ребенка к 4-5 годам большинство нарушений исчезает полностью либо их число значительно уменьшается.
Не стоит забывать, что голосовой аппарат малыша в трехлетнем возрасте еще недостаточно окреп. Дети часто говорят тихо или, наоборот, очень громко, не умеют говорить шепотом. Им трудно контролировать количество воздуха для произнесения целой фразы, поскольку речевой выдох пока еще очень короткий. В то же время большинство малышей неплохо копируют различные интонации взрослых и верно используют их в своей речи.
Особенности детской речи, о которых мы говорили, естественны для 3-4-летнего ребенка и не должны вызывать тревогу у родителей.
Беспокойство обосновано, если речь малыша формируется с явной задержкой. В этом случае необходимо обратиться к логопеду (педагогу, исправляющему нарушения речи), чтобы получить рекомендации и при необходимости начать незамедлительное лечение.
В каких случаях вам нужно проконсультироваться у логопеда?
У ребенка не развивается фразовая речь, в его лексиконе имеется только небольшой набор лепетных или искаженных слов.
Малыш не использует речь для общения с окружающими. При этом он говорит некоторые слова, но не соотносит их с предметом, ситуацией или собеседником.
Вас настораживает тембр голоса ребенка (писклявый, грубый или гнусавый). Малыш заикается. Вы замечаете, что ребенок неправильно артикулирует звуки в простых словах, например, во время разговора кончик языка высовывается между зубами, раздуваются щеки, отчего речь приобретает шепелявый или «хлюпающий» характер. ~
Что можно сделать для развития речи ребенка?
Не пренебрегайте общением со своим малышом! Старайтесь с ним больше раз- говаривать. Внимательно выслушивайте его суждения. Ребенок нуждается в собеседнике-человеке, который не просто произносит ответные фразы, а эмоционально реагирует на его речь.
Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте крохе употреблять известные ему слова и запоминать новые. В процессе игры побуждайте малыша сопровождать свои действия словесными комментариями.
Помогайте малышу познавать окружающий мир. На прогулке обращайте внимание на новые для него предметы и рассказывайте о них. В предложении выделяйте голосом новое для малыша слово.
Ваша речь, обращенная к ребенку, должна быть правильной. Четко произносите слова и фразы, правильно расставляя ударения. Не сюсюкайте, не заигрывайте с малышом, копируя его произношение. Ваша речь должна быть образцом!
Читайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Просите его показывать картинки, которые вы называете. Пусть кроха сам рассказывает о том, что изображено на рисунке.
Дома, в парке, на пляже рассматривайте вместе с малышом семейные фотографии. Чем забавнее фото, тем интереснее повод для беседы. Детям очень нравится смотреть и говорить о действиях тех людей, которые им хорошо знакомы, особенно если это их родители или они сами.
Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм или наигрывая на музыкальном инструменте.
Учителя – логопеды
Т.Е. Эрмиш
Л.А. Ознобкина
О.Н. Торгунакова
Сентябрь 2018г.