Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Горизонтальная линия в HTML
ГТО Образовельный культурно-просветительский портал

Контактная информация Министерства образования и науки Кузбасса

Тел. доверия для детей, подростков и их родителей: 88002000122

Задержка речевого развития – что это и как бороться?

Задержка речевого развития – что это и как бороться?

Когда ребенок должен начать говорить?

В 1 год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов (чашка, кровать, мишка, мама, гулять, купаться и т.п. повседневные предметы и действия). Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. На слова «где мишка?» — повернуть голову к мишке, а на просьбу «дай руку» — протянуть руку

В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов.

В 2,5  года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, задавать вопросы «где?», «куда?». Ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные – большой, высокий, красивый, горячий и т.д.

В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и т.д.). С точки зрения неспециалиста легко выявить, что у трёхлетки проблемы с речью следующим образом – пусть вашего малыша послушает незнакомый с ним человек. Если он понимает 75% сказанного вашим крохой, а между взрослым и ребёнком складывается простая диалоговая речь – то всё в порядке. Речь ребёнка в 3 года должна изменяться по родам, числам. То есть, если на вопрос «хочешь конфетку?» ребёнок отвечает «хочешь» вместо «хочу» — это уже отклонение в развитии.

Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?

Успокоим сначала сверх пугливых родителей и бабушек. Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Если ваш малыш в год говорит не 10 слов, а 7, то тревогу бить не стоит. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Причём для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.

Одновременно стоит предупредить родителей мальчиков, что нельзя запускать ситуацию, и если отклонение от нормы значительно, обязательно бить тревогу.

Что считается речью? До возраста 2,5 лет допустимо, если ребёнок говорит «малышковым языком».  Словами считаются не только полноценные «мама» и «папа», но и «би-би» вместо «машина», «кар-кар» вместо «ворона», и «куп-куп» вместо «идём купаться». Ребёнок может придумывать собственные обозначения предметам. Если ребёнок упорно называет макароны «камани» — это тоже слово. Допустимо, чтобы одно и то же сочетание звуков использовалось для обозначения разным предметов («ки» — киска, носки, кинуть).

Но если ребёнок в 2,5 года не пытается говорить фразами из 3-4 слов вроде «мама дё куп-куп» (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу. В принципе, внимательные специалисты могут отметить задержку речевого развития на достаточно раннем периоде.

Перечислим признаки значительной задержки речевого развития :Если ребенок в 4 месяца      эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется,      когда к нему обращается мамочка.

Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в   1   год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.

Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например, «мама» или «дай» он не говорит и не понимает  простых слов — своего имени или названий окружающих предметов, не способен      выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».

Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет  жевать и давится даже кусочком яблока.

Если в два года ребёнок  использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые    слова.

Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и слово подражаний.  Не знает названий окружающих предметов и частей тела:      не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо,   находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять      фразы из двух слов (например, «дай воды»)

Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что    его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений  (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или      рассказов о событиях в прошлом или будущем.

Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит      слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно,      растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.

Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из      мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак      серьёзного отклонения в развитии. Если в три года малыш зеркально      повторяет  то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это      причина срочного обращения к специалисту.

                                                                Учителя- логопеды:  Ознобкина Л.А.

                                                                                                       Эрмиш  Т.Е.

                                                                                                        Май 2019 г.

 

Дата обновления страницы: 26.05.2019